Корзина
48 отзывов
Управление стрессом и технология игрового биоуправления
Контакты
Компания "СИАТА", Магазин "Дары Макоши"
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или физического лица-предпринимателя.
+38068569-32-93Розница
+38066137-02-30Розница
+38067233-34-88Viber, ОПТ
+38066475-57-03Подарки, мебель
+38044227-87-74офис
Касьян Сергей Вадимович, Касьян Олег
УкраинаКиевул. Алексея Терёхина, 404080
484-871-348sergey.kasjan
Карта

Управление стрессом и технология игрового биоуправления

Управление стрессом и технология игрового биоуправления

Современный ритм жизни в мегаполисе, сокращение естественных рекреационных возможностей усиливают влияние одного из главных факторов риска для жизненного успеха, благополучия и здоровья современного человека – фактора стресса.

Управление стрессом и технология игрового биоуправления

Гребнева О.Л., Гриценко О.В., Джафарова О.А., Мажирина К.Г., Митин И.Н.

ГУ НИИ молекулярной биологи и биофизики СО РАМН, г. Новосибирск

 

1. Общие соображения. Современный ритм жизни в мегаполисе, сокращение естественных рекреационных возможностей усиливают влияние одного из главных факторов риска для жизненного успеха, благополучия и здоровья современного человека – фактора стресса. В результате постоянного действия стресса существенно снижается работоспособность, ухудшается физическое здоровье, увеличивается вероятность принятия ошибочных решений, провоцируются конфликтные ситуации.

В личностном плане способность противостоять стрессу ― основное условие сохранения психического и физического здоровья. Умение управлять стрессами позволяет повысить эффективность жизнедеятельности человека, способствует снижению количества конфликтных ситуаций, оперативному принятию правильных решений в условиях жесткого ограничения во времени, расширению набора эффективных стратегий поведения в стрессовых ситуациях.

Задачами представленного исследования являлись:

·         изучение поведенческих стратегий, механизмов и стилей совладания, используемых человеком при воздействии стрессовых факторов,

·         разработка технологии профилактики стресса, расширение набора эффективных стратегий поведения в стрессовых, кризисных ситуациях.

В качестве психофизиологической модели, создающей стрессовую ситуацию, в работе была использована технология игрового биоуправления.

2. Технология игрового биоуправления – виртуальный игровой сюжет управляется физиологическими функциями тренируемого, а добиться выигрыша возможно, лишь применяя эффективные стратегии поведения, контроля и саморегуляции психовегетативного статуса, ― разработана ГУ НИИМББ СО РАМН (Штарк М.Б., Джафарова О.А., 2002) и широко применяется в медицине, образовании, спорте.

Главной особенностью систем игрового биоуправления является соревновательный сюжет. Для того, чтобы победить в соревновании, играющий должен снизить частоту сердечных сокращений (ЧСС – известный физиологический индикатор стресса): чем меньше ЧСС, тем быстрее, лучше движется управляемый объект. На экране компьютера моделируется стрессовая ситуация, погружаясь в которую, человек проявляет свой стереотипный способ поведения. Выиграть игру (соревнование) человек может, только научившись управлять собственными механизмами саморегуляции. Преодолевая противоречие между психоэмоциональной нагрузкой и необходимостью сохранять состояние спокойствия, играющий учится формировать устойчивость к стрессирующей ситуации игры. Таким образом, создается модель эффективного поведения – системы навыков конструктивного разрешения подобных ситуаций, препятствующая развитию стресс-индуцированных состояний и их последствий.

3. Материалы и методы.

В представленную работу включены группы студентов НГУ (40 чел., возраст 19,3±1,2), группы кадрового резерва ЗСЖД (39 чел., 27±3,2), менеджеров по персоналу (71 чел., 41±4,6), руководящих сотрудников Новосибирского отделения компании МТС (8 чел., 35±2,8).

При проведении экспериментального исследования были использованы игровые сюжеты «Вира!» и «Ралли», входящие в программно-аппаратный комплекс «БОС-Пульс» (рег. уд. №ФС 022а20000/1027-04, сертиф.соотв. № РОСС RU.АЯ79.ВО3820.).

Соревнование по подводному погружению («Вира!»), в котором скорость играющего обратно пропорциональна ЧСС, является психофизиологической моделью стрессовой ситуации, выполненной в виде игры. Умение контролировать свой сердечный ритм одновременно с поддержанием высокого уровня концентрации внимания, определяемого временем реагирования на препятствия, усложняют задачу в игровом сюжете «Ралли», где анализируется динамика показателей внимания в условиях монотонии, умение одновременного управления несколькими противоположно направленными процессами. Специфика «Ралли», позволяет использовать его для диагностики оптимальной организации ресурсов организма в условиях длительно действующего стрессового фактора и соответствующего тренинга.

Продолжительность сессии тренинга ― 30 минут (5-8 игровых попыток). Во время сеансов регистрировались последовательности RR (длительность кардиоинтервалов) и RT-интервалов (время реакции). Для каждого сеанса вычислялась его эффективность. Так как задачей, стоящей перед испытуемыми, являлось замедление пульса и при этом уменьшение времени реакции, то успешным считался сеанс, в котором человеку удавалось в среднем увеличить RR-интервал хотя бы на 1% (Eff RR > 1%), а для игры «РАЛЛИ» ― и одновременно не увеличивать время реакции больше, чем на 10% от исходного уровня в сеансе (Eff RT > -10%).

В группе студентов НГУ был проведен курс тренинга игрового биоуправления с использованием сюжета «Ралли» (8-10 сеансов), до и после которого проводилась оценка психоэмоционального состояния, с использованием соответствующих  методик. В остальных группах проводился тренинг «Управление стрессом» с использованием комплекса «БОС-Пульс», из психологических тестов был использован только опросник Спилбергера-Ханина.

4. Результаты.

На группе НГУ было показано, что курс игрового биоуправления способствует снижению ситуативной тревожности, улучшению настроения, снижению нервно-психического напряжения, повышению активности психической деятельности, т.е. благоприятно влияет на общее психическое состояние (Донская и др., 2003). В целом по группе студентов перед началом тренинга психоэмоциональное состояние было удовлетворительное. Хотя в подгруппе, отличающейся повышенной тревожностью, отмечалась непродуктивная нервно-психическая напряженность, подавляемая агрессивность, сниженная работоспособность, к концу тренинга эти показатели нормализовались. Тем не менее динамика тренинга этой группы была менее успешной, что может быть связано как со сложностью задачи «Ралли», так и недостаточной длительностью курса тренинга. Следует отметить, что исследования в группе пациентов с психосоматической патологией показали высокую эффективность применения курса игрового биоуправления, в котором использовались сюжеты типа «Вира!» (Редько и др., 2007). Можно выдвинуть гипотезу, что тренинг игрового биоуправления наиболее показан людям с повышенной тревожностью, т.к. многократное повторение смоделированных стрессовых условий приводит к снижению восприятия ситуации как угрожающей в игре, а затем навык переносится в реальную жизнь.

На основе опыта использования длительного курса антистрессовой профилактики авторами был разработан однодневный тренинг «Управление стрессом» (Джафарова и др., 2006). Особенности: игровое биоуправление позволило объективно оценить эффективность используемых тренирующимися методов управления стрессовыми состояниями, провести индивидуальную диагностику стрессоустойчивости.

Тренинг проводился как в малых группах (МТС, 8 чел.), так и в условиях локальной сети компьютерного класса. Обсуждение участниками индивидуальных способов саморегуляции, применяемых в процессе тренинга, позволило им полнее осознать собственные психофизиологические резервы и оценить возможности их дальнейшего развития.

Разработана классификация стратегий поведения в стрессовой ситуации на основе изучения динамики физиологических показателей в процессе тестирования технологией игрового биоуправления. Выделенные стратегии были разделены на эффективные, неэффективные и промежуточные.

Следует отметить, что часть участников проведенных тренингов, являвшихся в основном руководителями подразделений, имела высокий уровень тревожности. Кроме того, для них была типична следующая стратегия поведения: в тесте «Ралли» демонстрировали высокую эффективность по RT и низкую – по RR, что свидетельствовало о высоком уровне концентрации внимания, высокой работоспособности. В подобных случаях повышалась способность адекватно реагировать в ситуации стресса, но потери для организма при этом могли быть достаточно серьезны, так как выход из ситуации стресса происходил за счет сверхвысокой степени мобилизации физиологических резервов организма.

Можно рекомендовать таким лицам курс игрового биоуправления по ЧСС, организация длительных тренингов возможна на рабочих местах или в домашних условиях.

 

5. Выводы.

Прогнозирование стрессовых реакции на основе разработанных диагностических алгоритмов имеет большое практическое значение, т.к. оно позволяет заранее выявлять индивидов, у которых возможно проявление неблагоприятного психоэмоционального напряжения в ситуации стресса, и проводить с ними соответствующую профилактику. Неблагоприятное психоэмоциональное состояние существенным образом снижает успешность саморегуляции и заставляет человека платить «сверхвысокую психофизиологическую цену» во время и после пребывания в стрессовой ситуации, своевременная реализация коррекционных мероприятий помогли бы сохранить здоровье и повысить эффективность деятельности.

Технология игрового биоуправления позволяет расширить арсенал тренингов по профилактике и коррекции стресса, поскольку использует не только релаксационные программы, но и включает процедуры, мобилизующие, тренирующие способности к оптимальному функционированию в сложных ситуациях.

 

6. Литература:

Штарк М.Б., Джафарова О.А. Компьютерные системы биоуправления: тенденции развития. // Медицинская техника, М., Медицина, 2002г., С.34-35.

Донская О.Г., Джафарова О.А., Гриценко О.В., Очеретная К.Г. Исследование личностных особенностей в группах, различающихся по успешности освоения метода игрового биоуправления. // Биоуправление в медицине и спорте. Омск, 2003, С.12-13.

Редько Н.Г., Джафарова О.А., Бахтина И.А. Эффективность игрового биоуправления при лечении и реабилитации психосоматических заболеваний. // Вестник НГУ. Серия: Биология, клиническая медицина. 2007, Т.5, В.2, С.33-36.

Джафарова О.А., Гребнева О.Л., Очеретная К.Г. Тренинг «Управление стрессом» для персонала ЗСЖД на базе технологии игрового биоуправления // Сб. научных трудов «Корпоративное обучение» под ред. А.В. Грищенко, Новосибирск, 2006, С.170-182..

facebook twitter
Предыдущие статьи