Корзина
118 отзывов
Магазин "Дары Макоши"
+380672333488
+380664755703

Использования метода «Биоакустическая коррекция» при задержках психического и речевого развития у детей

Использования метода «Биоакустическая коррекция» при задержках психического и речевого развития у детей

Задержка психического и речевого развития у детей является одним из наиболее распространенных проявлений последствий органического поражения головного мозга.

При этом нарушение речи может как сопровождать задержку психического развития, так и проявляться отдельно. К наиболее часто встречающимся в клинической практике нарушениям речи относят задержку речевого развития, которая представляет собой,  нарушение как смыслового, так и звукового компонентов (5-10% в возрасте до 6 лет). 

Речь – исторически сложившаяся форма общения между людьми, отражающая уровень интеллектуального развития человека.
  
Своевременное и правильное речевое развитие ребенка обеспечивает полноценное созревание и функционирование психической сферы, формирование представлений ребенка об окружающем мире,  установление новых контактов, развитие мышления, социального взаимодействия и обучения.

В связи с этим важно своевременно диагностировать и корректировать нарушение речи. Для нормального формирования речи необходимо наличие сохранного слуха, неповрежденного артикуляционного аппарата, а также зрелости и сохранности структур головного мозга, ответственных за речевые функции.

Многочисленными исследованиями отмечается неуклонный рост числа детей с подобными нарушениями. В связи с этим своевременное выявление и правильное патогенетически обоснованное лечение является важным аспектом дальнейшего развития и адаптации ребенка к восприятию школьной программы, овладению трудовыми навыками.

Проводимая терапия должна быть комплексной.

Эффективность биоакустической коррекции головного мозга (БАК) у детей с задержкой психического и речевого развития (ЗПР, ЗРР)

В исследование приняли участие 15 детей в возрасте от 3 до 6 лет ( 10 мальчиков и 5 девочек) с расстройством экспрессивной речи (специфическое расстройство экспрессивной речи F 80.1), соответствующее общему недоразвитию речи (ОНР) 1-2 уровней.
У 6 детей (3 мальчиков и 3 девочек) наблюдались признаки задержки психического развития. Всем детям проводились комплексные лабораторные, инструментальные, неврологические обследования, осмотр психиатра, занятия с логопедом-дефектологом, нейропсихологом.
Контрольную группу составили 15 детей в возрасте от 3-6 лет ( 4 девочки и 11 мальчиков) с ОНР 1-2 уровня, 7 человек (3 девочки и 4 мальчика) с ЗПР, которым биоакустическая коррекцию головного мозга не проводилась. Они только занимались с логопедом, нейропсихологом, получали курсовое лечение ноотропами.
Дети из 1 группы, принимавшие участие в исследовании, получали сеансы биоакустической коррекции головного мозга с комплексом БАК "СИНХРО-С".

В результате проведенного исследования было показано, что в группе детей с ОНР 1-2 уровня как с изолированными нарушениями речевого развития, так и в сочетании с задержкой психического развития, получавших биоакустическую коррекцию головного мозга, отмечалась положительная динамика по всем шкалы общего развития речи (Табл. 1).

При этом, в контрольной группе достоверных различий не отмечалось.

Динамика показателей речевого развития у детей контрольной и основной групп.

Группы обследуемых

 

Сроки наблюдения, дни

Уровень речевого развития

Импрессивная речь (M + m)

Речевое внимание(M + m)

Разговорная речь  (M + m)

Контрольная группа, n =15

 

0

5,4+ 0,4

5,2 + 0,4

1,9 + 0,2

45

5,9+ 0,2

5,4+0,5

2,1 + 0,3

Основная     группа, n =15

 

0

4,2+ 0,2

4,9+ 0,2

1,8 + 0,2

 

45

7,1+ 0,3*

7,1+ 0,4*

6,2 + 0,3*

  

При оценке психо-эмоционального состояния ребенка, нарушений сна по данным анкетирования было показано достоверное улучшение показателей по сравнению с контрольной группы по показателям   психо-эмоциональной лабильности, плаксивости, сокращение времени, требующегося на подготовку ко сну, по сравнению с группой контроля (Табл. 2).

Динамика показателей психо-эмоционального состояния у детей контрольной и основной групп в соответствии с проводимым лечением.

Показатели шкалы:

Основная группа, n =15     M + m

Контрольная группа, n =15

M + m

0 день

45 день

0 день

45 день

Психо-эмоциональная лабильность

5,1 + 0,2

2,3 + 0,3*

6,2 + 0,4

6,1 + 0,3

Плаксивость

5,3+ 0,5

2,3+ 0,4*

5,4+ 0,3

4,9+ 0,2

Агрессивность ребенка

1,2+ 0,3

0,6+ 0,1

1,2+ 0,2

1,5+ 0,3

Время засыпания

7,2+ 0,4

2,9+ 0,3*

7,5+ 0,3

6,9+ 0,2



Таким образом, в результате проведенного исследования было показано положительное влияние метода БАК на речевую функцию мозга у детей дошкольного возраста, как с изолированными нарушениями речевого развития, так и в сочетании с задержкой психического развития. При этом положительные изменения наблюдались уже на 45 день с начала лечения в виде изменения  психо-эмоционального состояния. Данное явление может быть обусловлено результатами взаимодействия афферентной импульсации, возникающей одновременно с определенными фазами эндогенной нейронной активности, приводящей к пластичной трансформации корково-подкорковых взаимодействий.

При этом  может наблюдаться реструктуризация биоэлектрической активности головного мозга активация диэнцефальных и мезэнцефальных структур головного мозга, обеспечивающих процессы саморегуляции.  При этом наблюдается улучшение функционирования диэнцефальных структур головного мозга, появление адекватно организованной в пространстве и во времени ритмики головного мозга.

Таким образом, БАК - безопасная, высоко эффективная методика, направленная на восстановление процессов ауторегуляции, способная в достаточно короткие сроки приводить к улучшению функционального состояния ребенка.

Другие статьи